Рынок окон в России. Итоги 1 полугодия 2019 года.
По данным отраслевого центра О.К.Н.А. Маркетинг рынок пластиковых окон в России за первые 6 месяцев 2019 года сократился на 3 процента в натуральном выражении по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Общим трендом первого полугодия можно считать падение маржинальности бизнеса среди всех участников рынка, включая производителей окон.
Рынок пластиковых окон в России делится на 3 сегмента потребления:
- Эксплуатирующиеся объекты, построенные до 1995 года, (1-я волна остекления).
- Эксплуатирующиеся объекты, построенные с 1995 года по настоящее время включительно (2-я волна переостекления).
- Новые здания (Строительство) – остекление новостроек.
Сегменты потребления ПВХ-конструкций
Объем и доля сегментов ежегодно меняются под влиянием различных факторов.
Экономическая ситуация влияет на спрос на окна
За первые 6 месяцев текущего года динамика ВВП снизилась до 0,6%. Это получило отражение в снижении доходов и потреблении населения. 2019 год продолжил негативную динамику падения доходов населения за последние 5 лет, по этим причинам со II квартала 2019 года Росстат перестал публиковать данные по доходам населения в России. В ведомстве ведут работу над изменением методики расчета. Многолетнее падение доходов кажется Правительству подозрительным, почему в стране растет число бедных. Уже сейчас Росстат изменил первоначальные данные по росту доходов населения за 2018 год с -0,2% до +0,1%. Падением доходов населения негативно влияет на снижение покупательской способности, в том числе и на окна.
Факторы, влияющие на доходы населения в России
Начиная с января 2019 года, граждане впервые начали тратить больше, чем зарабатывать. Поддерживать текущий уровень потребления помогает розничное кредитование, которое растет высокими темпами. При этом, резко снизились объемы депозитов граждан. Более 60% населения вообще не имеют сбережений.
Ухудшающаяся экономическая ситуация негативным образом влияет на весь оконный рынок. Население снижает потребление и направляет свои доходы на самые необходимые товары. Окна не входят в этот перечень.
Сегмент: 1-я волна остекления
1-й сегмент потребления окон (Эксплуатирующиеся объекты, построенные до 1995 года) с 2012 года находится в стадии насыщения, и его доля сокращается. По итогам 2018 года недвижимость, построенная до 1995 года почти на 70% остеклена современными окнами. Необходимо учесть тот факт, что около 15% данных объектов, никогда не будет остеклена современными окнами, по различным причинам – дом под снос, не средств и желания менять окна и прочее. Остаточный потенциал емкости рынка окон (замены старых окон на энергосберегающие) составляет около 15%. В настоящее время основные покупатели окон в этом сегменте – малоимущая часть населения. Фактически они покупают сегодня окна в этом сегменте. Это потребители, для которых важна низкая цена. Ухудшение экономической ситуации в стране сильно подорвало покупательную способность этой категории.
Потребление окон в этом сегменте можно назвать провальным. Влияние сегмента на общий рынок окон велико, его доля в совокупном объеме оконного рынка составляет наибольшую часть (40%).
Сегмент: Остекление новых объектов недвижимости (Строительство)
На настоящий момент доля сегмента Строительство занимает 38% от совокупного объема рынка ПВХ-окон. Состояние строительной индустрии оказывает существенное влияние на положение оконной отрасли. За первые 5 месяцев 2019 года темп ввода жилья немного вырос по отношению к прошлому году (+2%). Но, по прогнозам экспертов, это временная ситуация. С 1 июля 2019 года вошли в силу изменения 214-ФЗ, касающиеся долевого строительства. Его финансирование теперь осуществляется через банковское кредитование застройщиков. Это приведет к росту цены новостроек в среднем на 10%.
Снижение доходов населения и, как следствие, покупательской способности может привести к тому, что цены на новостройки станут «неподъемными», даже ипотека. Это приведет к падению объемов строительства и снижению потребности в окнах.
В 2018 году рынок ипотеки показал рекордный рост (+49%) до 3 трлн. рублей. Этому способствовали относительно доступные ставки ипотечных кредитов. В 2019 году ипотечные ставки несколько увеличились, что, по мнению экспертов, может привести к снижению объемов ипотечного кредитования на 10-15%. Соответствующим образом, в перспективе, это отразится на рынке окон в сегменте Строительство.
Сегмент: 2-я волна переостекления объектов, построенных после 1995 года
В данном сегменте происходит переостекление объектов недвижимости, построенных после 1995 года, где были уставлены современные окна. Они не отвечают требованиям собственников.
В данном сегменте покупатели стараются приобретать наиболее качественные окна, так как уже имеют негативный опыт. Данный сегмент менее подвержен влиянию слабой экономики и имеет небольшой положительный рост. Переостекление эксплуатирующихся зданий 2-й волны, несмотря на самую маленькую долю (22%), является основным драйвером отрасли.
Цена и качество пластиковых окон
Ухудшение экономической ситуации в стране оказывает влияние на качество окон, и рост доли Эконом сегмента продолжается.
Одновременно со снижением качества продолжается рост цен на пластиковые окна из-за роста цен на сырье и комплектующие.
Практически каждый месяц растет цена на ПВХ (1-3 тыс. рублей за тонну) и рост добавок для ПВХ-С. Это влечет за собой рост цен на оконный профиль. В июле и августе 2019 года произойдет рост цен на оконный профиль, о чем уже объявили все участки рынка. Растут и цены на оконную фурнитуру, в связи с изменением цен на металлы.
В результате, низкие темпы роста экономики и рост цен на окна создают отложенный спрос на окна.
Подробнее на окнамедиа.